Рав Ури Шерки

Хаей Сара - Способ приобретения земли


Перевод с иврита

Опубликовано на странице Всемирного центра потомков Ноаха



Наш праотец Авраам, находясь среди хеттов, как полноправный гражданин хотел владеть имуществом. Поэтому он говорит им, что он похож на них: "Я у вас пришелец, но и старожил" (Брейшит, 23:4). С точки зрения своей души, Авраам чувствует, что он пришелец в этом мире, но с точки зрения природы он – житель. Он также добавляет, что хетты имеют те же черты, что и он, и поэтому добавляет слова "среди вас" (там же). Но они не принимают философии Авраама, по которой в одной личности соединяются два различные формы человеческого существования. Хетты полагают, что есть два типа людей - либо духовные, либо земные. Они настаивают на том, что Авраам является "князем Бога", в то время как они "земной народ". Поэтому они отказываются дать ему место для захоронения, поскольку это превратило бы его в гражданина земли. Взамен они хотят предоставить ему возможность использовать их участками для захоронения, но без права владения ими.

Авраам получает поддержку от Эфрона бен Цохара, который признает способность Авраама "поднять человечество", находящееся на низком духовном уровне. Само его имя является свидетельством того, что он знает, что человечество изначально было светлым и чистым ("цахор"), и лишь потом стало подобно пыли. Он ожидает, что Авраам "подымет" человечество, как сказано: "И стало (буквально: "встало") поле Эфрона" (Брейшит, 23:17) – таким образом, Авраам приобрел себе место, в котором был похоронен Адам.

Пещера – не используется для сельскохозяйственных работ, а только для захоронений. Поле же, наоборот, изначально предназначено для сельского хозяйства, хотя, можно его использовать и для захоронений тоже. Авраам же хочет купить только пещеру, чтобы подчеркнуть, что она будет использоваться только для захоронений – владение, которое согласно древним законам являлось символом гражданства. Эфрон объясняет, что хетты не позволят Аврааму осуществить задуманное, и поэтому он предлагает Аврааму купить поле – и тогда он будет владеть пещерой как частью купленного им поля. Однако, тогда бы хетты стали утверждать, что эта территория формально является не участком для захоронения, а лишь сельскохозяйственной территорией, которая теперь используется Авраамом не по назначению, т.е. для захоронения.

Эфрон находит блестящее решение этой дилеммы. Земля считается владением, если за нее заплатят деньги, или же, как общественно признанная собственность. Если сделка будет осуществлена посредством перевода денег, то тогда хетты смогут утверждать, что собственность Авраама имеет только сельскохозяйственное назначение. Но если покупка будет осуществлена как признание владения, то статус участка будет зависеть от того, какие действия предпримет Авраам. Если он посадит деревья, то территория будет считаться полем, но если он похоронит кого-то, то она будет считаться местом для захоронения. "Как покупка в глазах хеттов" (Брейшит, 23:18). Для хеттов наибольшее значение имеют деньги, и они уверены в том, что передача денег завершает покупку. Тем не менее, Эфрон говорит Аврааму: "Господин мой! Послушай меня!" (Брейшит, 23:15). Он уточняет, что, поскольку ни для него, ни для Авраама деньги не главное: "Между мною и тобою – что она?" (там же) – то они оба не относятся к этой сделке так, как к ней относятся хетты. Похорони свою умершую, и только после этого произойдет передача права собственности.

Авраам принимает совет Эфрона:" И понял Авраам Эфрона" (23:16). В результате, покупка рассматривается под двумя разными углами: "И стало поле Эфрона, которое в (окрестности) Махпела, что перед Мамре, поле и пещера, которая на нем, и всякое дерево, которое на поле, что во всех пределах его вокруг" - подчеркивается сельскохозяйственный аспект сделки – "Аврааму приобретением на глазах сынов Хета, среди всех пришедших к вратам его города" (Брейшит, 23:17-18). Однако, далее написано: "А затем погреб Авраам Сару, жену свою, в пещере поля Махпела, пред Мамре, он же Хеврон, на земле Кенаана" (Брейшит, 23:19). И только после этого сказано: "И стало поле и пещера , которая на нем, Аврааму владением погребальным, от сынов Хета".