Рав Ури Шерки

Кдошим - Святость и прославления


Перевод с иврита

Опубликовано на странице Всемирного центра потомков Ноаха



В соответствии с простым смыслом Писания начало стиха "И когда войдете в страну и посадите какое-либо дерево плодоносное" служит предисловием к указанию: "...то считайте плоды его за необрезанные; три года да будут они для вас необрезанными, не должно есть их" (Левит 19:23). Однако толкование придает этому предложению и отдельный, собственный смысл. Так говорит мидраш: "Какой смысл слов из Второзокония (13:5) – "и к Нему прилепитесь"? В начале Сотворения Мира Всевышний не занимался ничем другим, а начинал с насаждений. Как сказано в книге Бытия (2:8) – " И насадил Господь Бог сад в Эдене". Так же и вы, когда придете в свою Страну, начните с насаждений. Поэтому написано: "И когда войдете в страну и посадите какое-либо дерево плодоносное"".

Мы обычно понимаем прилепленность к Всевшнему как подражание Его свойствам (как объясняет нам мидраш Сифри к главе Экев, 49), или, как подражание мудрецам (Ктубот 111б) - имеются в виду духовные действия. Тут же мы встречаемся с другим видом прилепления, через пасторальную природу, через насаждения.

Соединение с природой в нашей традиции не является само собой разумеющимся. Отвращение к языческому миру, обожествляющему природу без всякой связи с моралью, существует в народе Израиля на протяжении всей его истории. Вместе с тем, вера в Единство обязывает признать присутствие Бога во всем. Это основа понимания того, что святость наличествует также и в природе, и она скрытым образом действует в мире. Рав Кук разъяснил (Орот hа-Кодеш, ч. 2, Общая Святость, 23), что святость, заключенная в природе, требует проявления в реальной жизни – это то, что в начале возрождения народа приводит к появлению нерелигиозного сионизма. Против такого подхода выступает религиозное движение, которое представляет "обычную Святость", воюющую с природой.

Поскольку оба движения питаются от одного корня, от Высшей Святости, нет возможности чтобы одна из них окончательно победила другую. Это похоже на описанную в мидраше борьбу Левиафана с Диким Быком, которая должна случиться в Конце Дней. В этой борьбе они оба погибают и из них подают трапезу праведникам, - тем, кто наблюдал процесс объединения двух Святостей и радовался ему.

Встреча со Святостью, которая в природе - происходит, в частности, при благословении пищи. Раби Акива утверждал, что есть обязанность произносить благословение перед едой в соответствии со "Святостью Восхваления", описанной в нашем недельном разделе, Кедошим - Левит 19:24: "А в четвертый год все плоды его священны для восхваления Господа". Три года отказа от стремления съесть плоды дает человеку уровень Святости, который поднимает его над природой. Исходя из этого он приходит благословлять еду. Благословение не освящает еду, как это принято полагать у других народов, а наоборот, оно переводит еду из святого в обычное состояние. Еда с помощью благословения выходит из статуса природной Святости - а иначе пользование ею было бы запрещено. Наши мудрецы говорят, что получать удовольствие от этого мира без благословения – профанация святости. Еда поднимается снова и освящается через святость души морального человека, когда он "ест и насыщается и благословляет Бога" – в благословении после еды. Таким образом завершается круг соединения с природной Святостью.