Рав Ури Шерки

Атеизм

Перевод стенограммы урока на французском (не проверенной равом)

Опубликован на странице Всемирного центра потомков Ноаха.



Атеизм – распространенный в наши дни образ мысли. В целом, мир разделен на два типа людей: тех, кто верит в Бога и тех, кто в Него не верит. Это деление относительно и упрощено, однако, если разобраться поглубже, то можно увидеть, что никто из них не понимает, на самом деле, о чем он говорит.

Действительно ли те, кто считает себя верующими, знают, о чем они говорят, когда они говорят о Боге? Не является ли это слишком часто формой идолопоклонства, безусловно утонченной, некой формой антропоморфизма? И те, кто заявляет, что не верит в Бога, понимают ли они, в самом деле, о чем говорят? Не есть ли это просто способ утвердить свою свободу? Но ведь свобода человека желанна Богу! Можно утверждать парадоксальную вещь, что Бог поступает в некотором смысле как атеист, освобождая место для человека. Поэтому вовсе не очевидно, что разделение, которое привыкли проводить между теми, кто верит в Бога и теми, кто в него не верит, имеет какой т смысл, по-крайней мере, с точки зрения еврейской традиции. Действительно, талмудическое правило (возможно, звучащее нескольку неожиданно для того, кто не привык к языку Талмуда), гласит: "всякий отрицающий идолопоклонство - называется иудей". Таким образом, всякий человек, который отвергает идолопоклонство, язычество, автоматически называется иудей, еврей. Слово "иудей" следует понимать здесь как произведенное от ивритского слова "леhодот" - "признавать", иудей это "тот, кто признает". Другими словами тот, кто отрицает язычество, подспудно признает существование Бога или, точнее сказать, признает Бога, поскольку термин "существование" применительно к Богу звучит несколько двусмысленно.

Можно также утверждать, что, как это не удивительно, что современный атеизм с точки зрения традиции Израиля является прогрессом. Действительно, если люди решили отвергнуть ту идею Бога, которая у них была до нашего времени, то, прежде всего, потому что к ней было примешано много языческого шлака, инфантилизма, искаженного понимания. И поэтому это не обязательно плохо, что люди решают рано или поздно освободиться от несколько устарелых форм познания Бога. В этом смысле можно сказать, пользуясь словами Ницше: Бог умер. В определенном смысле умерла концепция божественного, которую имели люди до наших дней.

Интересно видеть, что в списке заповедей ноахидов, которые Тора зарезервировала для народов мира, упоминается запрет на идолопоклонство, как и запрет на богохульство, но, в то же время, там вообще ничего не говорится о заповеди, предписывающей верить в Бога. В противоположность этому одна из 613 заповедей традиции Израиля, а по мнению некоторых даже первая из заповедей, состоит как раз в признании существования Бога. И если этой заповеди нет в списке заповедей ноахидов, то только потому, что еврейская традиция с особой тщательностью подбирает теологические формулировки.

Другими словами, когда кто- либо начинает говорить о Боге, и дает определения того, что для него есть Бог, записывает их в словаре или катехизисе, он не может не спрашивать себя, не говорит ли он в конечном итоге глупости. Поэтому, возможно, предпочтительней очистить площадку, не говорить о существовании Творца и предоставить обсуждение этой темы специалистам в этом вопросе. Специалистами в вопросах божественности традиционно являются пророки Израиля. Те, кто находится в непосредственном контакте со словом Творца, могут знать о Ком они говорят, когда они использую имя Бога.

Мы, евреи, наследники пророков, утратили это знание. Но в любом случае, если мы сегодня не находимся в ситуации, когда мы напрямую разговариваем с Богом, у нас остались воспоминания об этом. У нас осталось воспоминание об том Слове, которое было обращено к нам в древности, и поэтому – у нас есть весть, которую мы способны передать человечеству. У нас есть тайна воспоминания о Слове, как говорил один из великих учителей иудаизма 20 века рав Иегуда Леон Ашкенази (Маниту): "Когда голос умолк - эхо не умолкает". Сегодня мы переживаем то, что осталось от эха. Это эхо находится в процессе возрождения в образе Слова, оно - в процессе возрождения в образе Израиля, который вернулся на свою землю, и можно сказать, что современный атеизм - желанный гость. Он пришел в некий определенный момент, чтобы освободить людей от пут идолопоклонства и дать им услышать чистое Слово, исходящее из Иерусалима.